Защита прав потребителей Томской области

   Юридические услуги и юридическая помощь   

оперативный тел: 8-953-92-18-411

Защита прав потребителей

Памятка для потребителей «Предоставление платных образовательных услуг»

 

Прежде всего, необходимо определить основные термины и понятия, используемые  в сфере оказания платных образовательных услуг:
«потребитель»- организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично;
«исполнитель»- государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные  организации, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
«образовательное учреждение»- организация, осуществляющая образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения являются юридическими лицами и могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Независимо от формы собственности образовательные учреждения - некоммерческие организации, не имеющие целью извлечение прибыли, которые создаются в организационно-правовой форме - учреждение.   
«филиал образовательного учреждения» - это обособленное структурное подразделение учебного заведения, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее по его доверенности постоянно все его функции или их часть (п. 7 ст. 12 Закона РФ Об образовании). Филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование самостоятельно, а государственную аккредитацию совместно с государственной аккредитацией образовательных учреждений или научных организаций, обособленными структурными подразделениями которых эти филиалы являются.
Образовательные учреждения действуют на основании своих уставов. Вместе с тем они руководствуются также и типовыми положениями, например: типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 N 71; типовым положением о филиале федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 01.12.2005 N 297. Для негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования такие положения являются примерными.
Право на осуществление образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
 Cогласно п.2 Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" не подлежат лицензированию:
а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Согласно ст. 33 Закона РФ "Об образовании", в выдаваемой образовательному учреждению или научной организации лицензии и приложениях к ней указываются: - наименование и место нахождения образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;
    наименование и место нахождения филиалов образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым таким филиалам предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;
    контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, воспитанников, установленные для образовательного учреждения или научной организации и каждого филиала, срок действия лицензии.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "Об образовании", ст.11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Законом РФ "О защите прав потребителей" обучающегося и (или) его родителей (законных представителей) с лицензией обязано ознакомить образовательное учреждение или организация, предлагающая и предоставляющая образовательные услуги. Помимо лицензии, при приеме гражданина в образовательное учреждение, оно должно также ознакомить перечисленных выше лиц со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, указанными в приложениях к лицензии и свидетельству об аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Право выдавать документы государственного образца об окончании образовательного учреждения (формы которых утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 28.12.2006 N 340) имеют только образовательные учреждения, прошедшие государственную аккредитацию (п. 5 ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
Свидетельство о государственной аккредитации выдается образовательному учреждению после прохождения процедуры его аккредитации. Существующий порядок проведения аккредитации образовательных учреждений установлен Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 522 "Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций". Что касается приложения к свидетельству о государственной аккредитации, то в нем указывается перечень аккредитованных образовательных программ и срок окончания государственной аккредитации (Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 N 1939).
Целью государственной аккредитации образовательного учреждения является установление его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также, за исключением образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.
При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (ст. 16 Закона РФ "Об образовании"). При этом, об ознакомлении абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или об отсутствии указанного свидетельства в приемные документы вносится запись, которая заверяется личной подписью абитуриента (п.1 ст. 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").
Взаимоотношения между образовательным учреждением и обучающимся по предоставлению платных образовательных услуг оформляются договором (в простой письменной форме) (ст. 161 ГК РФ, п. 1 ст. 13, п. 10 ст. 41, п. 3 ст. 46 Закона Российской Федерации "Об образовании", ст. 29 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании).
Примерные формы договоров определены в Приказе Минобразования РФ от 28.07.2003 N 3177 "Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования" и Приказе Минобразования РФ от 10.07.2003 N 2994 "Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования".
Договор между образовательным учреждением и обучаемым относится к договору возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ).
Договор считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия, которые названы в законе или иных правовых актах, как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ).
Существенными условиями договора о предоставлении платных образовательных услуг являются:
    уровень получаемого образования;
    сроки обучения;
    размер платы за обучение;
    условия приема в образовательное учреждение;
    проведение промежуточных аттестаций;
    подтверждение предоставленных образовательных услуг;
    реализация льгот, предусмотренных законодательством;
    условия расторжения договора;
    ответственность сторон (практика делового оборота).
Обращаем Ваше внимание на то, что многие существенные условия договора могут не конкретизироваться в подписываемом документе, если они закреплены, например, в Уставе образовательного учреждения, который в соответствии с договором стороны обязуются выполнять. Таким образом, положения Устава образовательного учреждения в вопросах внутреннего порядка, отчисления из ВУЗа, восстановления и т.д. будут обязательными для исполнения. В связи с этим необходимо до подписания договора ознакомится с Уставом образовательного учреждения, который Вам обязаны предоставить в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и ст. 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
К договору между образовательным учреждением и обучаемым в полной мере применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие общие положения о договоре.
Государственные образовательные учреждения вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять, сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов, подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, в ведении которого эти образовательные учреждения находятся. Негосударственное высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы заключения договоров, по определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству (ст. 29 Федерального закона "О высшем и послевузовском образовании").
Государственные образовательные учреждения вправе реализовывать за плату дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), предоставляемые студентам сверх государственного образовательного стандарта (ст. 45 Закона РФ "Об образовании"). Дополнительные образовательные услуги носят добровольный характер. Студенты вправе отказаться от предлагаемых услуг и не заключать дополнительных соглашений либо требовать аннулирования такого пункта в заключаемом договоре. Примерный перечень таких услуг приведен в приложении к к письму Министерства образования РФ от 21 июля 1995г. N 52-М.
Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (средств спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т.ч. и родителей) и не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета.
Услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения, направленные на совершенствование образовательного процесса при наличии имеющихся условий и средств (например: снижение наполняемости классов (групп); деление на подгруппы против установленных норм; сдача экзаменов в порядке экстерната; дополнительные занятия с неуспевающими и некоторые другие, предусмотренные типовыми положениями об образовательных учреждениях) не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается (п. 1 Письма Минобразования РФ от 21.07.1995 N 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг").
Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ст. 46 Закона Российской Федерации "Об образовании".)
Порядок предоставления образовательных услуг и их оплата устанавливается договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учреждения.
При заключении договора о предоставлении платных образовательных услуг необходимо убедится в наличии лицензии у образовательного учреждения, государственной аккредитации выбранной образовательной программы, и на существенные условия договора о которых упоминалось выше, а так же на то, что время обучения и ступени высшего профессионального образования, которые указаны в договоре, соответствуют требованиям ст. 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Например, в договоре указывается, что образовательное учреждение в течение трех лет обучения обязуется предоставить образовательные услуги и присвоить степень "бакалавр". Вместе с тем вышеупомянутый закон предусматривает, что при освоении основной образовательной программы на степень "бакалавр", для обучающихся, получающих первое образование, срок не менее четырех лет.
Наиболее спорными вопросами в договоре являются:
    взаимоотношения сторон при определении размера оплаты за обучение;
    перечень видов оплачиваемых услуг;
    порядок и условия расторжения договора в случае не выполнения обязательств по оплате услуг и наличие академической задолженности.
Комментируя статью 45 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Платные дополнительные услуги государственного и муниципального образовательного учреждения), авторский коллектив института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, и в частности, Шкатулла В.И. рекомендует образовательным учреждениям разработать собственное положение о платных образовательных услугах (пп . 9 п.1 ст. 13 Закона Российской Федерации "Об образовании" г. Москва, изд. Юрист, 1998 г. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании").
Стоимость обучения при предоставлении платных образовательных услуг определяется произвольно. Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее: учитывая, что образовательные учреждения являются некоммерческими организациями и, следовательно, предоставление платных образовательных услуг (а для негосударственных образовательных учреждений - это основной вид деятельности) не должно иметь целью извлечение прибыли. Это определено в ст. ст. 45,48,49 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Таким образом, стоимость обучения студента складывается из затрат на образовательный процесс и включает: оплату профессорско-преподавательского состава и технического персонала, арендные платежи (учебных аудиторий, библиотеки, столовой и т.д.), налоговые платежи (дорожный налог и т. д.), содержание учебным заведением техники (оргтехника, автомобили и т.д.), коммунальные платежи и т.п. Данный перечень далеко не полный.
В условиях нестабильности экономики, инфляционных процессов в период обучения стоимость обучения может возрасти. Если обоснование условий и порядок изменения цены не оговорен в договоре, или имеется "кабальная" для студента формулировка, то образовательное учреждение может использовать данное положение в своих интересах и, не завершив обучение студента, досрочно расторгнуть договор.
Вопросы оплаты обучения тесно связаны с созданием в договоре условий для возможности завершения студентом своего обучения, получения им диплома или иного документа, подтверждающего предоставление образовательных услуг в объеме договора.
В статье 140 Гражданского кодекса РФ, предусмотрено понятие  денег (валюта):
«1. Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
2. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке».

В п.2.статьи 10 Закона, предусмотрена информация о товарах (работах, услугах):
 Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
-цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы».
Имеют место случаи, когда в договоре указывается долларовый эквивалент денежной суммы, подлежащей уплате в рублях. Такое возможно, так как это только схема расчета для учета инфляции, но данное положение, полагаем, является "кабальным", так как затраты образовательного учреждения на образовательный процесс, являющиеся основой платежа, рассчитываются, как правило, в рублях и изменяются менее существенно, чем курс валюты. Кроме того, в договорах могут присутствовать и другие системы "защиты от инфляции", например, право образовательного учреждения изменить стоимость обучения или предусмотреть пени и т.п., что делает договор еще более "кабальным" и невыполнимым со стороны обучающегося.
В договорах, особенно заключаемых с негосударственными образовательными учреждениями, зачастую не регламентированы вопросы оплаты образовательных услуг, что позволяет учреждению в дальнейшем требовать за них дополнительную плату (например, за предоставление права повторной сдачи предмета (ликвидации академической задолженности).
Необходимо подчеркнуть, что если в договоре прямо не указано, какие услуги подлежат оплате, то считается, что в стоимость оплаты входят все услуги в рамках основной образовательной программы.
В том случае, если договор не предусматривает существенные условия, установленные законом или иным нормативным правовым актом (например, заключен с образовательным учреждением, не имеющим лицензию на образовательную деятельность), содержит положения, противоречащие законам, то такой договор может быть признан судом недействительным в соответствии со ст. 168, 173 ГК РФ в установленном порядке.
Претензии по исполнению договора о предоставлении платных образовательных услуг оформляются письменно. Образовательное учреждение должно вести учет поступающих претензий. Срок рассмотрения претензий должен соответствовать требованиям ст. ст. 30, 31 Закона Российской Федерации " О защите прав потребителей" (недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем).
При решении вопроса о включении в договор положения о расторжении договора (отчислении обучаемого) в случае наличия у него академической задолженности необходимо учитывать следующие обстоятельства.
В связи с тем, что данное положение в рамках платного обучения не определено  нормативными правовыми актами, то включение его в договор - это право сторон. Вместе с тем вопрос расторжения договора порождает немало споров, так как система оценок знаний обучаемого студента отнесена к компетенции образовательного учреждения, а, следовательно, конкретных педагогов и может быть субъективна.
Академическая задолженность также может быть по предмету, не входящему в обязательную программу для получения образования соответствующего уровня, хотя в целом степень подготовки студента будет соответствовать государственному стандарту.
Учитывая вышеизложенное, полагаем правильным включение в договор положения о праве студента, оплатившего обучение, продолжать обучение в любом случае и при любых оценках, обусловив это новым подходом к итоговому документу, а именно - не подтверждающим получение образования определенного уровня, но являющимся подтверждением получения образовательных услуг - например, справка о прослушанных курсах и полученных итоговых оценках (академическая справка установленного образца).
Это будет соответствовать требованиям ст. 781 ГК РФ и не лишит права гражданина, используя другие формы обучения, например экстернат, закончить образование с получением соответствующего диплома.
Если к моменту  заключения гражданину еще нет 18 лет договор может быть заключен в следующих случаях. Во-первых, несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе заключить договор об обучении с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26 ГК РФ).
Во-вторых, если гражданин признан до достижения 18-летнего возраста полностью дееспособным в результате эмансипации. Эмансипация - объявление несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
Законодательство об образовании и защите прав потребителей не предусматривает особенности предоставления платных образовательных услуг каким-либо категориям граждан. Вместе с тем образовательные учреждения вправе установить льготы для любых категорий граждан по своему усмотрению.
К правоотношениям, возникающим при оказании платных образовательных услуг, в части не противоречащей ГК РФ и законодательству Российской Федерации об образовании, применяется Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (ст. 779 ГК РФ, ст. 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Это подтверждается также совместным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. №01-52-213/31-16 и №11Ф/6401) .
В случае рассмотрения в судебных инстанциях спорной ситуации, вытекающей из договора об обучении, граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины по спорам о защите прав потребителей при рассмотрении их в суде (п. 3 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 25.10.2007) "О защите прав потребителей", пп. 4 п. 2 ст. 333.36 "Налогового кодекса РФ (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 13.10.2008).
В соответствии со ст. 8, 9, 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", потребителю должна быть предоставлена необходимая и достоверная информация об исполнителе услуг и оказываемых услугах.
Информация об исполнителе услуг - образовательном учреждении включает в себя следующие сведения:
а) наименование образовательного учреждения;
Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и характер деятельности (ст. 54 ГК РФ).
Специальные требования к наименованию высшего учебного заведения установлены п.п. 5, 6 ст. 9 Федерального закона "О высшем и послевузовском образовании", в соответствии с которым в наименовании высшего учебного заведения включается его статус, т.е. указывается вид образовательного учреждения (университет, академия или институт), а также его организационно-правовая форма (государственное, муниципальное или негосударственное). В отношении наименования иных образовательных учреждений специальных требований в законодательстве об образовании не установлено. Однако, исходя из смысла ст. 54 ГК РФ, наименование любого образовательного учреждения, должно содержать указание на его статус.
Наименование образовательного учреждения должно быть указано на вывеске (ст. 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей") и соответствовать его Уставу (п.1 ст. 13 Закона Российской Федерации "Об образовании").
б) местонахождение (юридический адрес) образовательного учреждения;
в) лицензия ( номер лицензии, срок ее действия, орган, ее выдавший);
г) государственная аккредитация.
Информация об оказываемых услугах:
а) реализуемые образовательные программы;
б) предоставляемые основные и дополнительные образовательные услуги;
в) формы получения образования;
г) состав преподавательских кадров (ученые звания, должности, опыт работы и т.д.);
д) сроки обучения;
е) стоимость предоставляемых услуг;
ж) документы, выдаваемые по окончании обучения.
Осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми образовательными стандартами и требованиями, а также в форме проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности реализуемых образовательных программ в образовательных учреждениях возложено на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (п. 5.3.2. Постановления Правительства РФ от 17.06.2004 N 300(ред. от 07.11.2008)
Контроль за деятельностью образовательных учреждений по предоставлению платных образовательных услуг осуществляет Федеральная антимонопольная служба, а также общественные организации. Контроль за соблюдением образовательными учреждениями действующего законодательства осуществляет прокуратура (ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 24.07.2007) "О прокуратуре российской федерации".
Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может служить основанием  для уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.
За нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 19.30 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.12.2009).
Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
 Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса либо незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Выдача образовательными организациями, не имеющими государственной аккредитации, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации либо выдача образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по образовательным программам, не прошедшим государственной аккредитации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ИЛИ ЗАТРАГИВАЮЩИЕ ПРАВА СТОРОН ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) и Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.07.2008) (глава 4 параграф 1, 5, глава 9 параграф 1,2,3, глава 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, глава 39 ст. 779 - 783., глава 59.).
Закон Российской Федерации от 10 июня 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 180-ФЗ).
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.10.2007 N 234-ФЗ).
Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании (С изменениями, внесенными Федеральным законом от 15.07.2008 N 119-ФЗ).
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008) "О некоммерческих организациях".
Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 22.07.2008).
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 07.12.2006 N 752).
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 N 175).
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995г. № 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием".
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. №695 "Об утверждении Положения о статусе Ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения".
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 463 "Об утверждении перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается".
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1473 "Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается".
Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (ред. от 15.09.2008) "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг".
Постановление Правительства РФ от 21.01.2005 N 36 "Об утверждении правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования".
Постановление правительства РФ от 14.07.2008 N 522 "Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций".
Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).
Приказ Госкомвуза РФ от 7 февраля 1994 г. № 106 "Об оформлении и выдаче лицензий на право ведения образовательной деятельности учреждениям профессионального образования".
Приказ Госкомвуза РФ от 7 февраля 1994 г. № 108 "Об утверждении Временного положения о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными приказом Минобразования России от 8 ноября 2000 г. №3208).
Приказ Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. № 442 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений".
Постановление Минтруда РФ и Госкомвуза РФ от 27 декабря 1995 г. № 73/7 "О типовых контрактах между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием".
Приказ Минобразования РФ от 2 апреля 1996 г. № 143 "О порядке хранения, выдачи и учета документов государственного образца об основном общем и среднем (полном) общем образовании".
Приказ Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033 "Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации".
Приказ Минобразования РФ от 25 февраля 1998 г. № 520 "О лицензировании государственных высших учебных заведений".
Приказ Минобразования РФ от 5 ноября 1998 г. № 2782 "О порядке предоставления академических отпусков".
Приказ Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.98 № 1598) (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минобразования России от 11 августа 2000 г. №2439).
Приказ Минобразования РФ от 13 января 1999 г. № 46 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, изготовлении, заполнении и хранении соответствующих бланков документов".
Приказ Минобразования РФ от 02.07.2001 N 2574 "Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.09.2001 N 2921).
Приказ Минобразования РФ от 25.03.2003 N 1155 "Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.05.2003 N 4490).
Приказ Минобразования РФ от 14.01.2003 N 50 (ред. от 09.02.2004, с изм. от 05.02.2008) "Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) российской федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.02.2003 N 4188).
Приказ Минобразования РФ от 28.07.2003 N 3177 "Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.2003 N 4956).
Приказ Минобразования РФ от 10.07.2003 N 2994 "Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.08.2003 N 4971).
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2006 N 340 (ред. от 09.03.2007) "Об утверждении форм документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.01.2007 N 8873).
Приказ Минобразования РФ от 03.07.2001 N 2578 "Об утверждении порядка рассмотрения документов при проведении государственной аккредитации высшего учебного заведения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.07.2001 N 2804).
Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".
Приказ Минобрнауки РФ от 01.12.2005 N 297 "Об утверждении типового положения о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2005 N 7273).
Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 N 1939 "Об утверждении форм бланка свидетельства о государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций) среднего и высшего профессионального образования и приложения к свидетельству о государственной аккредитации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2005 N 7109).
Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 N 1938 (ред. от 25.04.2008) "Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2005 N 7092).
Письмо Минобразования РФ от 21.07.1995 N 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг".
Письмо Минобразования РФ от 11.09.1998 N 01-52-213/31-16, ГАК РФ от 14.09.1998 N НФ/6401"О проведении проверок образовательных учреждений по вопросу соблюдения законодательства российской федерации о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг".
Письмо Минобразования РФ от 25.12.2002 N 31-52-122/31-15 "О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования".
Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09 "О методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования".

ООД "Объединение потребителей России"

Где мы находимся

Как нас найти и как к нам проехать?

Офис находится по адресу: г. Томск, ул. Карла Маркса, 7, офис 308

 БЦ "Альянс"

Прием ведется по предварительной записи по тел. 97-73-63

оперативный телефон  8-953-92-18-411

Томск Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика