Защита прав потребителей Томской области

   Юридические услуги и юридическая помощь   

оперативный тел: 8-953-92-18-411

Наиболее часто встречающиеся случаи нарушений лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управления многоквартирными домами на территории Томской области

Наиболее часто встречающиеся случаи нарушений лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управления многоквартирными домами на территории Томской области

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензирование) введено Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившим в силу 01.09.2014.
Лицензионные требования к соискателям лицензии и лицензиатам установлены ст. 193 ЖК РФ и пп. 3,4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
Соблюдение лицензиатами лицензионных требований является предметом лицензионного контроля, осуществляемого Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области.
В первом полугодии 2017 года в рамках лицензионного контроля Департаментом проведено 375 проверок, по результатам которых выявлено 351 нарушение лицензионных требований, выдано 151 предписание об устранении выявленных нарушений. Инспекторами Департамента составлено 45 протоколов об административных правонарушениях, в том числе:
1- за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом без лицензии (ч.1 ст.14.1.3 КоАП РФ),
9- за нарушение лицензионных требований (ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ),
6- за воспрепятствование деятельности должностного лица по проведению проверки (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ),
7- за воспрепятствование деятельности должностного лица, повлекшее невозможность завершения проверки (ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ),
13- за несоблюдение требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества в многоквартирных домах (ч. 4 ст.9.16 КоАП РФ),
1- за несоблюдение требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (ч. 5 ст.9.16 КоАП РФ),
3- за нарушение требований о передаче технической документации на многоквартирный дом (ч. 1 ст.7.23.2 КоАП РФ),
1- за нарушение управляющей организацией правил по управлению многоквартирным домом (ч. 1 ст.7.23.3 КоАП РФ),
4- за невыполнение предписания об устранении нарушения лицензионных требований (ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ).

1. Наиболее частыми нарушениями, допускаемыми лицензиатами при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в части ненадлежащего содержания общего имущества. Указанные нарушения составляют 75% выявленных нарушений.

Обязательные требования к содержанию общего имущества содержатся в следующих нормативных правовых актах:
1) Жилищный кодекс РФ (ст. 39,91.20, 161,162);
2) Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491 (далее – Правила № 491);
3) Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. №170 (далее – постановление Госстроя № 170);
4) Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. №290 (далее – Минимальный перечень);
5) Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст. 36);
6) Приказ Минстроя России от 26 октября 2015 №761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме»;

Указанные нарушения проявляются в:
- затоплении подвала многоквартирного дома, вызванном ненадлежащим содержанием инженерных систем (нарушение пп. «д». п.п. 10, 11 Правил № 491,
п. 2 Минимального перечня, п.п. 2.6, 3.4 Постановления Госстроя № 170),
- протечках крыши, связанных с износом или повреждением кровельного покрытия, износом теплоизоляционного слоя (нарушение п.10, пп «з» п. 11 Правил № 491, п. 7 Минимального перечня, п.п. 2.6, 4.6 Постановления Госстороя № 170),
- захламлении чердачных и подвальных помещений строительным или бытовым мусором (нарушение п. 10, пп. «д» п. 11 № 491, п.2 Минимального перечня, п.п. 3.3, 4.6 Постановления Госстроя № 170),
- неудовлетворительном состоянии балконных плит (нарушение пп. «а» п.10, пп. «з» п. 11 Правил № 491, п.4.2.4 Постановления Госстроя № 170),
- неудовлетворительным состоянии наружных стен, межпанельных швов, наличии трещин (нарушение п.10, пп «а» п. 11 Правил № 491, п. 3 Минимального перечня, п. 4.2. Постановления Госстроя № 170),
- ненадлежащей работе вентиляции (нарушение п.10 Правил № 491, п. 15 Минимального перечня, п. 5.7 Постановления Госстроя № 170).

В целях недопущения нарушений обязательных требований рекомендуется:
1) на постоянной основе осуществлять систематические наблюдения и периодические (текущие, общие, внеочередные) технические осмотры общего имущества, обеспечивающие своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан,
2) своевременно и в необходимом объеме проводить текущий ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации общего имущества,
3) в целях исключения протечек крыш в зимний период своевременно осуществлять очистку крыш от снега и сосулек,
4) в целях недопущения захламления чердачных и подвальных помещений обеспечить ограничение доступа посторонних лиц, а также проведение разъяснительной работы с собственниками помещений,
5) в целях недопущения затопления подвалов обеспечивать взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией для организации и проведения мероприятий по прочистке внутридворовой канализации,
6) в целях обеспечения надлежащей работы вентиляции необходимо своевременно производить прочистку систем, периодически проводить ее измерения с составлением протоколов.

2. Достаточно частыми нарушениями, допускаемыми лицензиатами, являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в части нарушения порядка расчета платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Указанные нарушения составляют 8% выявленных нарушений.

Обязательные требования к порядку расчета платы за ЖКУ содержатся в следующих нормативных правовых актах:
1) Жилищный кодекс РФ (ст.ст. 154-158);
2) Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (раздел III);
3) Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354;
4) Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. №857;
5) Приказ Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 30 ноября 2012 г. №47 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Томской области»;
6) Приказ Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 31.05.2017 №20 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Томской области».

Указанные нарушения выражаются в:
1) расчете платы за жилищные услуги в размере, превышающем размер, утвержденный общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, что является нарушением ч. 7 ст. 156 ЖК РФ,
2) неправильном начислении платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества (нарушение ч. 9.2 ст.156
ЖК РФ, п. 29 Правил № 491, неправильное применение норм Приказа Департамента от 30.11.2012 № 47, от 31 мая 2017 №20).

В целях предотвращения указанных нарушений, а также уменьшения количества жалоб граждан по указанным вопросам рекомендуется:
1) при начислении размера платы за жилищные услуги руководствоваться решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме,
2) своевременно и в полном объеме размещать предусмотренную законодательством информацию о многоквартирном доме, о выполненных работах и оказанных услугах в соответствии со Стандартом раскрытия информации,
3) проводить актуализацию технической документации на дом (не реже 1 раз в 5 лет), в том числе с целью уточнения общей площади дома, жилых и нежилых помещений, а также полещений, входящих в состав общего имущества.
4) проводить разъяснительную работу с собственниками помещений и советами домов по вопросам начисления платы за жилищные услуги, доводить до их сведения предложения об увеличении размера платы с обоснованием такого увеличения, отчетной документации и иной информации, связанной с оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту дома.

3. Достаточно часто встречающимся нарушением лицензионных требований является нарушение требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст. 161 ЖК РФ. Доля таких нарушений составляет 6,3 %.
Введение лицензионного требования к раскрытию управляющими организациями информации способствовало повышению информационной открытости сферы управления многоквартирными домами. Гражданин не выходя из дома может узнать, какая управляющая организация управляет его домом, получить общую информацию о ней, о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг.

Обязательные требования к раскрытию информации содержатся в следующих нормативных правовых актах:
1) Жилищный кодекс РФ;
2) Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»,
3) Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. №731 (далее – Стандарт),
4) Формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденные приказом Минстроя России от 22 декабря 2014 г. №882/пр,
5) Состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденный приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 сентября 2015 г. №368/691/пр,
6) Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 февраля 2016 г. №74/114/пр.

Наиболее частыми нарушениями обязательных требований являются:
1) несоблюдение сроков, установленных п.п. 18 и 21 Стандарта, для предоставлении информации по запросу,
2) не размещение отчетов об исполнении управляющей организацией договора управления, предусмотренных п. 2.8. форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденных приказом Минстроя России от 22.12.2014 № 882/пр.

В целях предотвращения указанных нарушений и уменьшения количества обращений по указанным вопросам рекомендуется:
1) в полном объеме и в установленные сроки размещать предусмотренную законодательством информацию в сети «Интернет», на информационных досках в помещении управляющей организации, предоставлять информацию на основании запросов потребителей.
2) проводить информационно-разъяснительную работу с собственниками помещений и советами домов по вопросам управления многоквартирными домами, а также о порядке размещения информации.

4. Часто встречающимися являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в виде некачественного предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений. Доля таких нарушений составляет 4 %.

Обязательные требования к порядку предоставления коммунальных услуг содержатся в следующих нормативных правовых актах:
1) Жилищный кодекс РФ (ч.4 ст. 3, ч. 2.3 ст.161, ч. 2 ст. 162);
2) Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354
(далее – Правила № 354);
3) Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. №170
(п. 5.2, п. 5.3) (далее – постановление № 170).

Указанные нарушения выражаются в:
1) несвоевременном проведении обязательных работ по подготовке к отопительному сезону (нарушение ч.4 ст. 3, ч. 2.3 ст.161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п.10 пп. «в», «г» п. 3 ч. II, п. 14 Приложения №1 к Правилам №354);
2) низкой температуре ГВС в точке водоразбора у потребителей (нарушение ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ, п. 5.3.1 Постановления № 170, пп. «в» п. 3 ч. II, п. 5 Приложения №1 к Правилам №354);
3) низкой температуре воздуха в жилых помещениях в отопительный период (нарушение ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ, п. 5.2.1 Постановления № 170, пп. «в» п. 3 ч. II, п. 15 Приложения №1 к Правилам №354).

В целях предотвращения указанных нарушений, а также уменьшения количества жалоб граждан по указанным вопросам рекомендуется:
1) организовывать своевременную подготовку внутридомовых инженерных систем отопления и горячего водоснабжения, в том числе подготовку и оформление документации, обеспечивающей ввод в эксплуатацию инженерных сетей и оборудования (акт гидравлических испытаний и т.п.),
2) организовать своевременную наладку и ремонт инженерных систем и оборудования,
3) проводить разъяснительную работу с собственниками помещений и советами домов по вопросу обеспечения собственниками и нанимателями теплового контора внутри жилых помещений (ремонт окон, замена уплотняющих прокладок в оконных проемах и т.п.),
4) осуществлять ежедневый контроль за параметрами теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительно принимать меры к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения, а также герметичности систем.

5. Достаточно частыми нарушениями, допускаемыми лицензиатами при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в части соблюдения требований к энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества. Указанные нарушения составляют 4 % выявленных нарушений.

Обязательные требования к энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества содержатся в следующих нормативных правовых актах:
1) Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Ч.ч.1, 9 ст.11, ч.ч.3, 4, 7, 8 ст.12, ч.9, 10 ст.13);
2) Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Администрации Томской области от 22.12.2010 №262а.

Нарушения обязательных проявляются в:
- несвоевременных установке и вводе в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии (нарушение ч.4, ч.8 ст. 12 Федерального закона №261, п. 4 Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 22.12.2010 №262а, пп. «ж» п. 10, пп. «и», «к» п. 11 Правил №491);
- отсутствии предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества многоквартирного дома, недоведении таких предложений до сведения собственников помещений в многоквартирных домах (нарушение ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 261);

В целях недопущения нарушения указанных обязательных требований рекомендуется:
1) на постоянной основе обеспечивать контроль состояния контрольно-измерительных приборов (датчиков температуры, манометров, тепловычислителей и т.п.);
2) обеспечить своевременную поверку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов;
3) регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и предлагать собственникам помещений перечень мероприятий для многоквартирного дома, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования.

ООД "Объединение потребителей России"

Где мы находимся

Как нас найти и как к нам проехать?

Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж

ТЦ "НОКС"

Прием ведется по предварительной записи 

оперативный телефон  8-953-92-18-411

Томск Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика