Защита прав потребителей Томской области

   Юридические услуги и юридическая помощь   

оперативный тел: 8-953-92-18-411

Общественный контроль в сфере защиты прав потребителей

Редакция Закона РФ «О защите прав потребителей» от 18 июля 2011 года лишила общественные организации потребителей заниматься проверками за соблюдением прав потребителей. К сожалению, не смотря на то, что проверки запрещены, проверяющих общественников меньше не стало и они по-прежнему наведываются к предпринимателям в качестве общественных контролеров, так как теперь в Законе РФ «О защите прав потребителей» сказано, что «Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления уставных целей вправе:... осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей...». Такое закрепленное в новой редакции право общественных контролеров наведываться к предпринимателям фактически с той же проверочной миссией, указывает на то, что дело общественного контроля будет продолжаться и поэтому нужно понимать его суть.
Проблема при проведении общественного контроля общественными потребительским организациями давно и хорошо известна и заключается в том, что вместо защиты интересов непосредственно потребителей, общественники (а точнее – лжеобщественники) занимаются тем, что под различными предлогами стараются получить от предпринимателей денежные средства, то есть занимаются поборами. Рассмотрим всю ситуацию более подробно.
Действия таких лжеобщественных организаций, специально созданных и направленных на извлечение прибыли, подрывают авторитет всего потребительского сообщества и самого института общественного контроля. Вместе с тем общественный или, как его еще называют, гражданский контроль необходим и является законным инструментом защиты в данном случае потребительского рынка от противозаконных действий недобросовестных предпринимателей, реализующих опасный для здоровья и жизни граждан товар и продукты питания.
Визиты общественных организаций не могут нанести интересам законопослушного предпринимателям какого – либо вреда. Проведение общественного контроля и заключения по ним нужно воспринимать как профилактику нарушений в бизнесе и рекомендаций по устранению недостатков, если таковые имеются. Даже если общественная организация будет использовать свое право на дальнейшую реализацию результатов проверки – обращаться в Роспотребнадзор , суд и т.п., то при грамотной работе юриста или адвоката все подобные нападки легко снимаются и вред бизнесу не несут. Главный совет, который здесь можно дать предпринимателю, к которому приходят общественные организации, - ничего им не платить. Любые даже незначительные деньги станут подпиткой их противоправной деятельности. Получив деньги в одном месте, « общественные инспекторы» - побиралы будут с большой наглостью действовать в другой торговой точке. Таким образом, укрепляется система коррумпированности на потребительском рынке, а деньги, заплаченные предпринимателями таким лжеобщественникам, все равно компенсируется из кошелька простого потребителя, ухудшая его и без того непростое положение.
1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьей 1 которого были внесены изменения в Закон « О защите прав потребителей» (далее – закон).
Новая редакция Закона значительно расширила полномочия Роспотребнадзора, как органа осуществляющего государственный надзор в области защиты прав потребителей, и делегировала общественным объединениям потребителей право осуществлять контроль за соблюдением прав потребителей продавцами (изготовителями, исполнителями, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами).
Вводя новое понятие – общественный контроль, Закон не дает его толкования, не разъясняет и не регламентирует порядок, формы и способы его проведения общественными объединениями потребителей. В этом случае, деятельность общественных объединений потребителей или проведении общественного контроля осуществляется исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства, требований добросовестности, разумности и справедливости.
В соответствии с законом « Об общественных объединениях» (от 19.05.95 № 82-ФЗ) общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе объединившихся на основе общности интересов граждан. Общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и свободно в определении своей внутренней структуры, целей и задач. Формы и методы деятельности общественного объединения не могут противоречить Уставу общественного объединения и действующему законодательству.
Новая редакция Закона накладывает на деятельность общественных объединений потребителей ряд ограничений. Исходя из положений статьи 45 Закона, можно утверждать, что общественные объединения потребителей не наделены правом:
- проводить проверки соблюдения продавцами (изготовителями и т.д.) обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативами правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;
- проводить проверки1соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, проверки, направленные на предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- проводить отбор проб и образцов товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, для проведения их исследований, испытаний ;
- выдавать продавцами (изготовителями и т.д.) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде;
- составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
В тоже время законодательство не содержит прямого запрета общественным объединениям потребителей на следующие действия:
- создавать группы общественного контроля, которые наделяются соответствующими полномочиями , предусмотренными Уставом общественного объединения;
- за счет собственных средств осуществлять «контрольную» покупку товаров (услуг), которые впоследствии могут быть использованы в качестве доказательства (вместе с документом, удостоверяющим покупку);
- самостоятельно принимать решение о дальнейшем использовании результатов общественного контроля (обращение к продавцу (исполнителю и т.п.) с предложением о добровольном устранении выявленных нарушений, информирование органов государственного надзора и органов местного самоуправления, обращение в Прокуратуру, обращение в СМИ и т.п.).
Общественные объединения потребителей, уставы которых предусматривают соответствующий вид деятельности и уставные цели, с целью реализации права проведения общественного контроля за соблюдением прав потребителей вправе осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность, направленную на выявление и предотвращения прав потребителей. Таким образом общественные организации потребителей при осуществлении своей деятельности вправе:
1. Самостоятельно определять форму осуществления общественного контроля, который может проводиться в виде как непосредственно общественного контроля, так и мониторинга, опроса, систематического наблюдения и т.п.
2. Проводить мероприятия общественного контроля:
- за соблюдением продавцами (изготовителями и т.д.) обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;
- за соответствием товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды;
- направленные на предотвращение действий продавца ( изготовителя и т.д.), вводящих потребителей в заблуждение;
- направленные на предотвращение причинения продавцами (изготовителями и т.д.) вреда имуществу потребителей.
3. Требовать от продавца (изготовителей и т.д.) предоставление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителей установлена законодательно, в частности ст. 10 «О защите прав потребителей», правилами продажи отдельных видов товаров, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношении в области защиты прав потребителей.
4. Фиксировать документально факты, свидетельствующие о нарушении прав потребителей, путем оформления / заполнения бланков общественного контроля, ведения фото и видеосъемки, осуществления «контрольной» покупки товаров (услуг).
5. Уведомлять продавца (изготовителя и т.д.) в письменной форме о результатах общественного контроля, о нарушениях законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявленных в его ходе, предлагать добровольно устранить эти нарушения.
6. Предъявлять иск о нечинении препятствий в осуществлении общественного контроля в случае получения отказа в его проведении от продавца (изготовителя и т.д.)
7. Предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий продавца (изготовителя и т.д.) в отношении неопределенного круга потребителей.
8. По своей инициативе привлекать орган государственного контроля (надзора) к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей;
9. Направлять в орган государственного надзора (Роспотребнадзора) и орган местного самоуправления информацию о фактах нарушения прав потребителей, выявленных в ходе общественного контроля:
- о несоблюдении продавцами (изготовителями и т.д.) обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в ходе общественного контроля:
- о не соответствии товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды;
- о действиях продавца (изготовителя и т.д.), вводя потребителей в заблуждение;
- о предотвращении причинения продавцами (изготовителями и т.д.) вреда имуществу потребителей.
10. Требовать от органа государственного надзора (Роспотребнадзора) и органов местного самоуправления проведения проверки фактов, выявленных в ходе общественного контроля, и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей.
11. Распространять информацию (в том числе через СМИ) о результатах общественного контроля , если она будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей.
12. Вносить в органы Прокуратуры материал о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к н им обязательным требованиям, а так же нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
13. Вносить в органы Прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих реализацию товаров, услуг не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Это может быть интересно

ООД "Объединение потребителей России"

Где мы находимся

Как нас найти и как к нам проехать?

Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж

ТЦ "НОКС"

Прием ведется по предварительной записи 

оперативный телефон  8-953-92-18-411

Томск Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика