Пояснительная записка к проекту федерального закона о внесении изменений в ГПК (о предварительной оплате экспертизы)

Пояснительная записка к проекту федерального закона о внесении изменений в ГПК (о предварительной оплате экспертизы)

В настоящее время в правоприменительной деятельности возникают вопросы, связанные с порядком оплаты деятельности государственных судебно-экспертных учреждений.
Так, действующая редакция норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (статьи 94-97), регулирующих вопросы оплаты экспертиз, проводимых по поручениям судов общей юрисдикции, не позволяет однозначно толковать право государственно-экспертных учреждений на получение сумм, подлежащих выплате сторонами по гражданскому делу за проведенные экспертизы. Вместе с тем Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает право государственного судебно-экспертного учреждения взимать плату за производство судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях.
Наряду с этим реализация указанного законодательного положения является крайне затруднительной, поскольку отсутствует действенный механизм оплаты сторонами гражданского процесса судебных экспертиз, проводимых экспертами и судебно-экспертными учреждениями по поручениям судов общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в связи с отсутствием ее предварительной оплаты. На практике перечисление денежных средств эксперту, государственному судебно-экспертному учреждению производится, как правило, после проведения ими экспертизы, поскольку согласно действующему законодательному регулированию оплата сторонами проведенной экспертизы поставлена в зависимость от добросовестности сторон гражданского процесса, на которые возложены судебные расходы.
Так, в случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной.
При этом в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, которые позволяли бы суду отклонять ходатайство о назначении экспертизы, когда сторона в установленный судом срок не внесла на соответствующий счет суда денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, судебно-экспертным учреждениям (в тех случаях, когда дело может быть рассмотрено и решение принято на основании других представленных сторонами доказательств).
Представляется, что такой законодательный подход не позволяет мотивировать стороны на предварительную оплату экспертиз, проводимых государственными судебно-экспертными учреждениями.
При распределении судебных расходов между сторонами заявление о возмещении понесенных экспертом расходов, направленное в суд с заключением эксперта, зачастую судом во внимание не принимается. В результате экспертные учреждения вынуждены вести работу по судебному взысканию подлежащих выплате им сумм. Во многих случаях труд экспертов так и остается неоплаченным. Только перед Российским федеральным центром судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации задолженность сторон гражданского процесса за проведение экспертных исследований в 2013 году составляла 98 млн. рублей, в 2014 году порядка 30 млн. рублей. Схожая ситуация складывается и в других судебно-экспертных учреждениях.
В связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» бюджетные ассигнования предоставляются только на выполнение государственного задания. Сверх установленного государственного задания экспертизы для граждан и юридических лиц государственными судебно-экспертными учреждениями проводятся за плату.
В настоящее время из бюджета оплата экспертиз по гражданским делам возможна только в случае, если она назначена по инициативе суда. Во всех остальных случаях, когда экспертизы назначаются по инициативе сторон, федеральные судебно-экспертные учреждения вынуждены проводить исследования за счет государственных субсидий, выделенных на уголовное судопроизводство, что является недопустимым и нецелевым расходованием государственных средств.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» направлен на устранение вышеуказанных проблем, возникающих в правоприменительной практике в связи с несовершенством действующего механизма оплаты экспертиз, проводимых экспертами и судебно-экспертными учреждениями по поручениям судов общей юрисдикции, а также на дополнительную мотивацию сторон по гражданскому делу к надлежащему выполнению своих процессуальных обязанностей.