О правах потребителей – авиапассажиров (Роспотребнадзор)

О правах потребителей – авиапассажиров (Роспотребнадзор)
О защите прав авиапассажиров, пострадавших в результате задержек авиарейсов
С началом лета в России традиционно начинается период отпусков. Именно сейчас наиболее актуальным являются вопросы защиты прав потребителей - туристов, потребителей - авиапассажиров. Для авиапассажира, наверное, самым неприятным является задержка авиарейса. Попав в такую неприятную ситуацию потребитель кроме моральных потерь может понести и материальные убытки. В тоже время, потребителям – авиапассажирам компенсировать свои потери поможет законодательство.
В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Конечно, можно сказать, что перевозчик всегда найдет для себя оправдание, но к таким не будут отнесены: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств - на оплату топлива и т.п.
В свою очередь перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, только если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Следует отметить, что для споров вытекающих их договоров перевозки авиапассажиров предусмотрен обязательный претензионный порядок разрешения. Для взыскания вышеуказанного штрафа пассажиром перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя (ст. 124 ВК РФ). Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев.
Иски к перевозчику согласно соответствующему правилу об исключительной подсудности, содержащемуся в ч. 3 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
Сведения обо всех авиаперевозчиках содержатся в Реестре, размещенном на сайте Федерального агентства воздушного транспорта (http://www.favt.ru).
По всем вопросам обращения в суд в защиту прав и интересов авиапассажиров, Вы можете обращаться в Томское региональное отделение «Объединение потребителей России» по адресу: г. Томск, ул. Розы Люксембург, 102а, строение 2, офис 11, тел. 78-35-05, 79-98-94 оперативный телефон 8-953-92-18-411.