Потребительская грамотность является наиболее важным аспектом защиты прав потребителей и гарантом соблюдения этих прав.
Очень часто потребители, обращающиеся за консультацией в Томское региональное отделение ООД «Объединение потребителей России» сообщают, что при предъявлении ими продавцам требований относительно недостатков товаров, продавцы отказывают им в удовлетворении таких требований ссылаясь на то, что на товар не установлен гарантийный срок или данный гарантийный срок истек.
Законодательство о защите прав потребителей и в целом гражданское законодательство определяет, что установление гарантийного срока на товар является правом, а не обязанностью производителя товара и продавца. Именно с этой позиции исходит законодатель, определяя сроки, когда потребитель вправе предъявлять свои требования относительно качества товара (недостатков товара). Проще сказать, законодатель не ставит в прямую зависимость право потребителя на предъявление требований о недостатках купленного товара с наличием гарантийного срока на данный товар.
Перечисленные статьёй 18 Закона «О защите прав потребителей» требования по поводу недостатков товара можно предъявить не только в случае обнаружения их в течение гарантийного срока, но и после его окончания, но в пределах двух лет. Тоже касается и случаев, если гарантийный срок на товар вообще не установлен.
Отличие положения потребителя при отсутствии на товар гарантийного срока заключается в том, что в случае обнаружения недостатка в товаре в течение гарантийного срока потребитель не должен ничего доказывать продавцу, ни относительно наличия самого недостатка, ни причин возникновения данного недостатка. Установив гарантийный срок производитель (продавец) добровольно принял на себя обязанность при необходимости доказать потребителю, что в товаре отсутствует недостаток или о том, что недостаток в товаре возник по причине ненадлежащей эксплуатации товара со стороны потребителя или недостатки возникли вследствие действий третьих лиц, либо в результате непреодолимой силы.
В случае если гарантийный срок на товар не установлен или недостаток проявился по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, доказать, что недостаток возник до передачи товара потребителю, обязан потребитель.
Примечание.
Потребитель может предъявить требования относительно качества товара не только продавцу. Данные требования могут быть обращены и на прямую изготовителю товара, а также импортеру или уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю (п. 2 и 3 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей).
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411