Является ли диагностика проверкой качества товара
Отвечая на данный вопрос, прежде всего, необходимо уточнить, что подразумевается под термином диагностика. Вопрос этот не праздный. Так как, многие потребители, сталкиваясь с проблемой выявления недостатков товаров (особенно технически сложных) и обращаясь к соответствующему продавцу, слышат в ответ, что для решения вопроса об удовлетворении заявленных потребителем в претензии требований необходимо провести диагностику товара.
Сразу следует отметить, что термин диагностика отсутствует в законодательстве о защите прав потребителей. Для соответствующей цели используется термин «проверка качества товара». Основываясь на судебной практике по делам о защите прав потребителей можно смело утверждать, что «проверка качества товара» никоем образом не может быть связана с разбором изделия, проведением с таким изделием различного рода манипуляций, повреждающих имеющиеся пломбы или иным образом ставящими в опасность повреждения самого изделия и тем более не подразумевает проведения ремонтных работ в любом виде. Формально проверка качества для бытовых приборов – это простые действия по его включению и выключению, и в зависимости от характера недостатка получения подтверждения о наличии самого недостатка.
Так, например, для проверки качества кислородного концентратора ATMUNG-3 L-1 (LFY-1-3A), продавцу необходимо было только включить прибор и в течение определенного времени дать ему поработать и отследить качество данной работы прибора. В противоречие этому продавец взял товар на так называемую диагностику, вскрыл товар, повредил заводские пломбы.
Данное делать категорически запрещено, так как если проверка качества не дала информации о наличии недостатка или был выявлен недостаток, но есть сомнения по причинам его возникновения, сделать необходимые выводы в таких случаях может только специалист, обладающий специальными познаниями, а проще говоря - эксперт.
Никакие материалы и заключения диагностики не могут выступать в качестве достаточного доказательства в суде.
В рассматриваемом выше примере продавец, взял прибор имеющий недостатки на так называемую диагностику и попросту осуществил ремонт изделия, что делать не имел права. В результате, проведенная по делу экспертиза показала, что товар подвергался ремонту и суд в полном объёме удовлетворил требования потребителя.
Вывод: Потребитель должен знать, что проверка качества товара, на что имеет право продавец, не означает разбор товара и т.п. манипуляции. Потребителю во избежание недоразумений лучше всего воспользоваться своим право присутствовать при проведении проверки качества товара. Если недостаток товара выявлен о причинах его возникновения лучше узнать у эксперта для чего, если это не будет сделано самим продавцом, следует провести экспертизу товара.
Согласно п.5 Закона РФ «О защите прав потребителей» - Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
По всем вопросам проведения экспертизы, защиты прав потребителей, обращения в суд в защиту Ваших прав и законных интересов Вы можете обращаться в Томское региональное отделение «Объединение потребителей России» в Томске и Северске оперативный телефон 8-953-92-18-411.
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411