Что может выбрать потребитель в случае приобретения товара с недостатками

В Томске продавцами,  часто нарушаются права потребителей на выбор их требования при покупке товара с недостатками. При этом право выбора одного из требований, предусмотренных законодательством принадлежит именно потребителю, и не зависит от желания или нежелания продавца.
Какие все-таки требования может предъявить потребитель продавцу в случае покупки товара с недостатками?
Статьей 503 Гражданского кодекса РФ, ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков по своему выбору потребовать:
- замены товара;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара за счет продавца или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В свою очередь продавец обязан выполнить одно из этих основанных на законе требований.
Однако, как зачастую бывает на практике, продавец прилагает все усилия, чтобы не возвращать деньги за товар, затягивает сроки ремонта некачественного товара, сроки проведения экспертизы, предлагает заранее заготовленные образцы заявлений с единственным требованием – осуществить ремонт.
Продавец не должен настаивать на выборе потребителем одного из указанных выше требований, навязывать свою волю, предлагая в период гарантийного срока обратиться в специализированную сервисную службу для проведения ремонта изделия и получения от них документов (заключений, актов, справок о результатах ремонта и т.п.), поскольку положениями ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – закон) право выбора того или иного требования предоставлено только потребителю.
Исключение составляют случаи, когда товар, в котором выявлен недостаток, относится к технически сложным. В этом случае потребитель вправе требовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Недостаток товара признается существенным, если:
- носит неустранимый характер;
- не может быть устранен без несоразмерных затрат времени;
- выявляется неоднократно;
- проявляется вновь после его устранения и т.п.
Таким образом, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, качество товара следует считать ненадлежащим, а товар – имеющим существенный недостаток, соответственно, потребитель может предъявить любое из требований, предусмотренных ст. 18 закона.
- В какие сроки потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара?
Перечисленные требования по поводу недостатков в изделии можно предъявить не только в случае обнаружения их в течение гарантийного срока, но и после его окончания, но в пределах двух лет. Разница только в том, что в случае обнаружения недостатка в течение гарантийного срока потребитель не должен ничего доказывать по поводу причин возникновения недостатков, а продавец или изготовитель, если не согласны с требованиями потребителя, обязаны доказать, что недостатки возникли после передачи изделия потребителю (например, нарушены правила использования, хранения или транспортировки изделия, либо недостатки возникли вследствие действий третьих лиц, либо в результате непреодолимой силы).
В случае если гарантийный срок на товар не установлен или недостаток проявился по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, доказать, что недостаток возник до передачи товара потребителю, обязан потребитель.
- Кому потребитель может предъявить требования по качеству товара?
Потребитель может предъявить соответствующие требования, обусловленные продажей ему товара ненадлежащего качества, не только продавцу. Данные требования определенного характера, согласно п. 2 и 3 ст. 18 закона, могут быть предъявлены изготовителю товара, импортеру, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Например, потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Таким образом, право выбора (инициатива) потребителя на стадии предъявления требований, связанных с продажей некачественного товара, принадлежит исключительно потребителю: он выбирает, какое требование предъявлять и кому его заявить.

В случае возникновения вопросов, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей Вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам.

Для получения помощи по вопросам предоставления некачественных услуг и некачественного выполнения работ, приобретения товаров с недостатками  и другим вопросам защиты прав потребителей в том числе и в обжаловании  решений судов по всем гражданским делам Вы можете обратиться в Томского регионального отделения  ООД "Объединение потребителей России" и  РОО "Томское общество - Народное право".
Бесплатное консультирование проводится по предварительной записи по тел. 97-73-63, , сот. 8-953-92-18-411