1. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в дальнейшем - "Закон"), принятый Верховным Советом 7 февраля 1992 года, вступил в силу 7 апреля 1992 года ("Российская газета" от 7 апреля 1992 года).
Необходимость принятия специального Закона, направленного на защиту интересов практически всего населения, вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, сравнительно давно уже действуют подобные законы, Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.
Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально - экономическому развитию страны.
Закон, наряду с расширением прав потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.
Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушения прав потребителей и др.
Со времени принятия Закона произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон. Соответствующие коррективы также было необходимо внести в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая).
Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 года N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" была принята новая редакция Закона, вступившая в силу со дня официального опубликования - 16 января 1996 года.
С 1 марта 1996 года введена в действие часть вторая Гражданского кодекса РФ (далее - ГК), содержащая нормы об отдельных видах обязательств. Федеральным законом "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" от 26 января 1996 года N 15-ФЗ с 1 марта 1996 года признаны утратившими силу раздел "Обязательственное право" Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.), ряд других актов и аналогичный раздел "Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" (1991 г.), ряд других актов СССР - не подлежащими применению на территории РФ.
Этим Законом (ст. 9) установлено, что когда одной из сторон в обязательстве является гражданин - потребитель, то он пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
К сожалению, в новой редакции не были учтены некоторые нормы части второй ГК, имеющие отношение к Закону. В связи с этим обнаружилось немало норм Закона, не соответствующих аналогичным нормам ГК, что создавало определенные трудности для практики их применения. К тому же отдельные нормы ГК содержали явные ошибки и недостатки.
В этой связи Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ в Закон были внесены существенные изменения и дополнения, основной целью которых является приведение Закона в соответствие с нормами ГК. Одновременно Федеральным законом РФ N 213-ФЗ, подписанным в тот же день (17.12.99), были внесены изменения и дополнения в некоторые статьи части второй ГК.
2. Структура Закона
Закон, как это видно из преамбулы, регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, т.е. по поводу удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Несмотря на видимое отличие отношений по купле - продаже от отношений по поводу оказания разнообразных услуг, они имеют определенные общие черты, что и дает возможность регулировать их в едином законе.
Вместе с тем по некоторым вопросам между куплей - продажей и оказанием услуг имеются существенные отличия, которые не позволяют регулировать эти отдельные вопросы в единых нормах. Исходя из этих соображений и построена структура Закона, который разделен на 4 главы (ранее - разделы).
Глава 1. "Общие положения" включает статьи, носящие общий характер, т.е. устанавливающие единое регулирование как купли - продажи товаров, так и выполнение работ и оказание услуг потребителям (ст. ст. 1 - 17). Это обстоятельство весьма важно учитывать при применении норм Закона. Вместе с тем необходимо учитывать, что сохранившееся в Законе единое регулирование некоторых вопросов, относящихся к указанным договорам, не всегда соответствует нормам части второй ГК, где предусмотрены различные требования для них. Эти различия будут изложены при рассмотрении конкретных вопросов.
В составе статей, входящих в главу 1, произошли определенные изменения по сравнению с первоначальной редакцией Закона: исключены ст. 2 (о применении законодательства республик в составе Российской Федерации) и ст. 15 (о праве на получение льгот в сфере обслуживания); введены новые: ст. 3 ("Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей"); ст. 5 ("Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)"); ст. 6 ("Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара").
Глава 2. "Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям", как видно из ее названия, регулирует лишь специфические вопросы, относящиеся к этим отношениям и не рассмотренные в главе 1 (ст. ст. 18 - 26). В главу 2 введена новая статья 22 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" и исключена статья 24 (форма и порядок оплаты приобретаемых товаров).
Глава 3. "Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг" посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг (ст. ст. 27 - 39). Из главы 3 исключена ст. 26 (обязанность исполнителя заключить договор на выполнение работ) и введена новая ст. 31 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя".
Глава 4. "Государственная и общественная защита прав потребителей" является, как и глава 1, общей, распространяется на отношения, вытекающие из купли - продажи, проведения работ и оказания услуг потребителям (ст. ст. 40 - 46). В эту главу дополнительно введена новая ст. 41 "Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) по предоставлению информации федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам).
3. Основные понятия, используемые в Законе
3.1. Потребитель
Как видно из преамбулы, Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами. Разъясняя эти понятия, Закон определяет потребителя как гражданина, который имеет намерение приобрести или заказать либо заказывающего, приобретающего товар (работу, услугу) для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. В соответствии со ст. 2 ГК потребителями считаются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства.
Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ понятие "потребитель" приведено в соответствие с текстом ст. 492 ГК, дающей определение договора розничной купли - продажи. Изменения коснулись формулировки целей использования приобретаемого товара (работы, услуги): товар должен приобретаться и использоваться исключительно для личных либо семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Последнее обстоятельство имеет решающее значение для определения области применения законодательства о защите прав потребителей или иного законодательства.
Прежняя редакция понятия "потребитель", предусматривавшая в качестве определяющего критерия отсутствие прибыли от использования товара, необоснованно исключала из области действия Закона ряд товаров (работ и услуг), приносивших потребителю прибыль (доход), хотя они приобретались и использовались исключительно для личных нужд. Например, приобретение сельскохозяйственной техники для обработки огорода, в результате чего образовывался доход, и т.п.
Совершенно очевидно, что подобные действия не могут считаться предпринимательской деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли. В отличие от целей потребителя единственной целью предпринимателя является именно получение прибыли.
Включение в понятие "потребитель" граждан, которые еще только имеют намерение купить товар или заказать услугу, имеет особо важное значение для реализации их прав на ознакомление с товаром, получение информации о товаре, условиях его продажи, изготовителе и т.д.
Таким образом, Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения их нужд.
Поскольку использование товара (работы, услуги) в целях, предусмотренных Законом, является самостоятельным критерием определения потребителя, постольку гражданин сохраняет этот статус и в том случае, если товар (работа, услуга) приобретены для него юридическим лицом независимо от оснований приобретения. При необходимости гражданин - пользователь вправе от своего имени предъявить соответствующие требования на основе Закона.
Режим использования имущества может измениться, поэтому при возникновении спора следует исходить из первоначальной цели приобретения товара, которая должна быть подтверждена объективными доказательствами.
В некоторых случаях пользоваться товаром (услугой), а значит считаться потребителем, может только тот гражданин, который заключил договор с продавцом (исполнителем). Например, при покупке оружия, при поездке поездом дальнего следования или самолетом, когда требуется индивидуализация гражданина.
Согласно разъяснениям Государственного антимонопольного комитета РФ, утвержденным
Приказом председателям ГАК от 20 мая 1998 года N 160 (зарегистрированы Минюстом РФ 28 декабря 1998 года N 1669), не является потребителем гражданин, приобретающий товар (заказывающий работы, услуги) для организаций и за их счет с целью использования в производстве. Но гражданин, заказывающий личные услуги, хотя и за счет организации в связи с производственной необходимостью, должен считаться потребителем. Например, командированный, проживающий в гостинице.
3.2. Изготовитель, исполнитель, продавец
При характеристике отношений, регулируемых Законом, законодатель (в редакции 1996 года) отказался от использования обобщающего наименования контрагентов потребителя - "предприниматель", - предпочитая называть их конкретно в соответствии с выполняемыми функциями. Это имеет свое юридическое обоснование, вытекающее из ГК. Согласно ГК (ст. 50) юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности. Их деятельность, согласно ст. 2 ГК, является предпринимательской. Организации, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли, и которая не распределяется между участниками, именуются некоммерческими. Они в принципе не создаются для занятия предпринимательской деятельностью, но могут ее осуществлять, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит достижению целей организации и соответствует этим целям.
Приведенная характеристика некоммерческих организаций, предусмотренная ст. 50 ГК, воспроизведена в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", вступившего в силу со дня его официального опубликования 24 января 1996 года. Этим Законом конкретизированы цели создания, предусмотрены новые организационно - правовые формы некоммерческих организаций, а также определен характер их предпринимательской деятельности. Согласно ст. 24 указанного Закона предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица.
Однако как потребителям, так и организациям следует иметь в виду, что некоммерческие организации, а также казенные, коммерческие унитарные государственные и муниципальные предприятия в отличие от иных коммерческих предприятий могут совершать лишь те сделки, которые вытекают из их устава, т.е. они обладают специальной правоспособностью. Большинство коммерческих организаций обладает общей правоспособностью, т.е. может совершать любые не запрещенные законом сделки.
Все организации для занятия определенными видами деятельности, установленными Законом, должны иметь лицензии (ст. ст. 49, 52 ГК, ст. 24 Закона РФ "О некоммерческих организациях"). Сделка, совершенная юридическим лицом с нарушением его специальной правоспособности (внеуставная сделка) или без лицензии, может быть признана sсудом недействительной по иску этого лица, его учредителя или государственного контролирующего органа, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (ст. 173 ГК). Следствием такого решения является двусторонняя реституция, т.е. возвращение каждой из сторон другой стороне всего полученного по сделке (ст. 167 ГК).
Контрагентом потребителя также могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Они вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Важно отметить, что к ним применяются правила ГК, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Это действует и в отношении тех граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью без государственной регистрации.
С другой стороны, если гражданин совершил разовую сделку (продажу, работу), не получает систематически прибыль, т.е. не является предпринимателем, на него не распространяются специальные обязанности, предусмотренные законом, в том числе Законом о защите прав потребителей, для предпринимателей.
Для всех контрагентов потребителя установлено, что Закон на них распространяется независимо от организационно - правовой формы организации.
Изготовитель согласно Закону должен производить товары для реализации потребителю. Иными словами, изготовитель, реализующий изготовленный им товар, например другому предприятию для комплектации его изделия, не может руководствоваться в этом случае нормами Закона.
Исполнителем согласно Закону является организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами настоящего Закона.
Продавец - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары, предназначенные для предусмотренных Законом нужд потребителям по договору купли - продажи, независимо от вида последнего.
4. Стандарт
Согласно определению, данному в Законе, под стандартом понимаются не только собственно государственные стандарты как нормативные документы по стандартизации, но также любые другие нормативные документы, в которых в соответствии с законом устанавливаются обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг), в частности санитарные нормы и правила, утверждаемые Минздравом РФ, строительные нормы и правила, утверждаемые Госстроем РФ, и др. (см. Положение о Госстрое России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1999 года N 1289).
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 года N 659, одной из основных задач Минздрава РФ является разработка в пределах своей компетенции нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая разработку и утверждение федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов (п. 28), утверждение в пределах своей компетенции государственных стандартов (фармакопейных и временных фармакопейных статей) на лекарственные и диагностические средства, иммунобиологические препараты, а также медико - технических требований на изделия медицинского назначения и медицинскую технику (п. 49).
Несмотря на принципиальное определение в Законе понятия стандарта как документа, имеющего общеобязательную силу и узаконенную юридическую форму, как в практической деятельности, так и в законодательстве, в частности при установлении различных видов ответственности, в это понятие нередко включают другие категории стандартов и даже технические документы. В этой связи необходимо рассмотреть соответствующие положения Закона РФ "О стандартизации", являющегося основополагающим в этих вопросах.
Согласно ст. 6 этого Закона к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации в случаях, порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, относятся:
государственные стандарты Российской Федерации (далее - государственные стандарты); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико - экономической информации;
стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно - технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
Под отраслью в настоящем Законе понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение.
Вопрос о применяемых нормативных документах по стандартизации, об их содержании и юридическом статусе не является формальным. Введение новых или отмена действующих документов, изменение их юридической силы помимо того, что связано со значительными материальными затратами, оказывает непосредственное влияние на организацию и функционирование производства, на мобилизационную готовность предприятий, на объем прав, обязанностей и юридической ответственности государственных органов и предприятий, на эффективность защиты прав потребителей.
Разработка и применение нормативных документов по стандартизации совершенно справедливо рассматриваются в преамбуле закона о стандартизации в качестве меры государственной защиты интересов потребителей и государства. Поэтому с изменениями государственного устройства и форм управления народным хозяйством меняется перечень, содержание и юридический статус нормативных документов по стандартизации.
В условиях централизованной системы управления народным хозяйством, ничтожной самостоятельности предприятий действовала соответствующая система нормативно - технической документации, согласно которой существовали 3 категории стандартов (государственные, республиканские, отраслевые), а также технические условия, которые являлись обязательными для соответствующих предприятий, поскольку утверждались государственными органами. Предприятия могли устанавливать требования к качеству выпускаемой ими продукции лишь тогда, когда они не были установлены вышестоящими органами.
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411