Изменения в правилах проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом
Правительство Российской Федерации 04.03.2015 постановлением № 191 «О внесении изменений в Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» внесло изменения в правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом приняло.
Согласно данным изменениям конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, должна включать в себя, помимо прочего, перечень дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту объекта конкурса, включая требования к объемам, качеству и периодичности каждой дополнительной работы и услуги.
Данный перечень должен определяться организатором конкурса в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей, включая требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, определенные Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных, технических и иных параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования.
На организатора конкурса возлагается самостоятельное определение расчетной стоимости каждой дополнительной работы и услуги.
Стоит отметить что в случае если общая стоимость определенных участником конкурса дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса – суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) превышает стоимость дополнительных работ и услуг, предлагаемую иными участниками конкурса, такой участник конкурса признается победителем конкурса.
Важные изменения внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации и ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Эти изменения внесены Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ и вступили в действие с 30 декабря 2013 года
Суть внесенных изменений:
1. Существенно изменены положения о капитальном ремонте:
- Из перечня услуг (работ) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание (выполнение) которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, исключены работы по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных приборов учета потребления ресурсов.
- Расширен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, которые могут быть не включаться в региональную программу капитального ремонта, а именно, могут не включаться дома, в которых имеется менее чем три квартиры, многоквартирные дома с физическим износом 70% , многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 157.1, в которой содержится положение запрещающее повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера указанной платы, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Об этом в декабре 2013 года уже неоднократно можно было услышать из уст Президента РФ В.В. Путина. Как известно, с 01 сентября 2013 года в ряде регионов проводится эксперимент по введению социальных норм на услуги ЖКХ. Однако, как показала практика данного эксперимента в реалии введенные нормы не только не способствуют ограничению роста оплаты услуг по ЖКХ, но и приводят к их значительному увеличению. Оценивая первые результаты проводимого эксперимента в Правительстве РФ уже появились сомнения в эффективности для потребителей введения таких норм, так как они могут привести в итоге к значительному увеличению стоимости услуг ЖКХ для простых потребителей, а в итоге и к совсем ненужной социальной напряженности.
В связи со сложившейся ситуацией Президент России Владимир Путин в ходе пресс-конференции 19 декабря, призвал очень внимательно подойти к введению социальной нормы на потребление электроэнергии. Президент считает, что эта мера должна быть нацелена на модернизацию отрасли и не должна приводить к повышению оплаты за электроэнергию.
Напомним. Введение социальных норм потребления предполагает ограничение стоимости услуг ЖКХ в рамках устанавливаемой в регионе социальной нормы потребления, но также предполагает оплату например электроэнергии свыше установленного объема по более высокому тарифу. Таким образом, на конечный размер платежей будет влиять не только установленный тариф, но и экономность потребителя.
"Нужно внимательно подходить к реализации этих решений в будущем (если они будут реализованы). Нормы должны быть нацелены на совершенствование всех механизмов, на модернизацию отрасли, на энергоэффективность и теплосбережение, но они не должны вести к увеличению оплаты. Если это так происходит, то региональные власти и соответствующие правительства должны на это отреагировать",- сказал Путин.
Президент подчеркнул, что соцнорма электропотребления введена только пока в экспериментальном режиме и пока не принято решение по введению соцнормы на потребление тепла и воды.
23 декабря Госдума приняла закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон устанавливает предельно максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, закрепляя механизм ограничения роста коммунальных платежей в каждом месяце календарного года по отношению к соответствующему месяцу предыдущего календарного года.
Законом предусмотрено утверждение на уровне Правительства Российской Федерации предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (по предложению уполномоченного федерального органа исполнительной власти) на долгосрочный период, начиная с 2014 года, а также наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги как в среднем, так и в максимальном размере по муниципальным образованиям субъекта. При этом контроль будет осуществляться в соответствии с "основами формирования индексов", которые устанавливаются Правительством.
Величина предельных индексов должна быть установлена до 1 мая 2014 года и введена с 1 июля 2014 года.
Внесены изменения в Жилищный кодекс в части реализации региональных программ капитального ремонта, особенностей и сроков расходования средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ: уточнен перечень работ по капитальному ремонту (исключена обязательная установка коллективных счетчиков собственниками); разрешено привлекать дополнительные средства собственников (по решению общего собрания) при проведении дополнительных работ в ходе капремонта; изменен срок вступления обязанности по уплате взносов на капремонт с 4-х до 8-ми месяцев, а также увеличен до 6-ти месяцев срок, в течение которого собственники жилья в многоквартирном доме должны определиться с формой участия в программе капремонта, т.е. распоряжаться дополнительными средствами самостоятельно или через региональный Фонд ЖКХ.
Кроме того, внесены в Федеральный закон № 416 (от 7 декабря 2011 г.) «О водоснабжении и водоотведении» изменения, предусматривающие положения об установлении льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Введение в России социальных норм на коммунальные услуги, рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве одной из мер сдерживания роста тарифов в сфере ЖКХ. Введение социальных норм на потребление электричества предусматривает удешевление тарифов внутри социального коридора и их повышение за его пределами. Одним из аргументов за введение социальных норм является стимулирование населения к энергосбережению.
с 1 сентября 2013 года эксперимент по введению социальной нормы стартует в 7 «пилотных регионах»: Нижегородской, Ростовской, Самарской, Орловской областях, Забайкальском и Красноярском краях. Данный эксперимент продолжится весь 2014 год и должен дать ответ на вопрос имеет ли смысл вводить указанные социальные нормы энергопотребления для всей страны или стоит от них отказаться.
Устанавливать социальную норму планируют на основе выборочных данных потребления электричества за 2012 год. Выборку будут делать не менее чем из 10 тысяч домохозяйств, которые зарегистрированы в городских населенных пунктах, в квартирах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для готовки.
Ответственность за установление нормы лежит на руководителях региона, но они должны установить ее таким образом, чтобы в социальный коридор попало более 70% населения.
Проведение эксперимента и последующее введение социальных норм потребления энергоресурсов регламентируется Постановлением правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)»
Небывалое повышение тарифов на ЖКХ во многих регионах России серьёзно всколыхнул общественность. Государство спешит его успокоить В связи с тем, что с 1 июля во многих регионах существенно повысились тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, Министерство труда и социальной защиты РФ напоминает гражданам, что в стране действует система социальной поддержки населения по оплате жилья и коммунальных услуг, которая действует на основе целого ряда федеральных и региональных законов.
Полномочия по предоставлению такой поддержки переданы органам государственной власти субъектов РФ. Социальная поддержка отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляется в различных формах: в денежной форме - в виде ежемесячных выплат, ежемесячной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг; в натуральной форме - обеспечение топливом; в форме льгот - предоставление скидок в оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Категории граждан, которым предоставляется социальная поддержка в соответствии с федеральным законодательством:
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
- инвалиды;
- семьи, имеющие детей-инвалидов;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы и члены их семей;
- Герои Социалистического труда и полные кавалеры ордена Трудовой Cлавы;
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
- граждане, награжденные знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР".
Категории граждан, которым предоставляется социальная поддержка в соответствии с региональным законодательством:
- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
- ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года;
- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
- многодетные семьи;
- педагогические, медицинские, фармацевтические и другие работники, работающие и проживающие в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа).
Для того, чтобы получить социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг, необходимо обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства.
Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2013 г. N 146 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013 - 2015 годы" введены стандарты взносов за капитальный ремонт. В данном нормативном акте были утверждены размеры взносов на капитальный ремонт в совокупности по каждому региону. Напомним, что недавно были внесены поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, поправки в большей части касались введения обязательных платежей для собственников жилых помещений на капитальный ремонт домов. Такие платежи будут введены для каждого субъекта Российской Федерации после принятия соответствующих региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов. В полном объеме они заработают с 1 января 2014 года. Уже в ближайшее время жители познакомятся с новой графой в квитанциях по оплате взносов на капитальный ремонт.
Региональные стандарты взносов на капитальный ремонт на 1 квадратный метр по регионам.
Регион |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Алтайский край |
6,6 руб. |
7,1 руб. |
7,6 руб. |
Красноярский край |
5,9 руб. |
6,3 руб. |
6,7 руб. |
Кемеровская область |
7,3 руб. |
7,8 руб. |
8,3 руб. |
Новосибирская область |
6,6 руб. |
7,1 руб. |
7,6 руб. |
Омская область |
6,2 руб. |
6,7 руб. |
7,1 руб. |
Республика Алтай |
5,9 руб. |
6,3 руб. |
6,7 руб. |
Республика Хакасия |
4,8 руб. |
5,2 руб. |
5,5 руб. |
Томская область |
6,8 руб. |
7,3 руб. |
7,8 руб. |
Г.Санкт-Петербург |
7,6 руб. |
8,2 руб. |
8,7 руб. |
В среднем по России |
6,4 руб. |
6,9 руб. |
7,4 руб. |
Не так давно, Президент РФ Путин В.В. устроил разгон своим подчиненных за слабые результаты работы по ветхому и аварийному жилью в Российских регионах, не секрет, что в некоторых областях эта работа проста завалена. И это не смотря на то. что выделяемые деньги из федерального бюджета на указанные цели просто гигантские.
После такой реакции со стороны Президента все же стоит ждать положительных результатов данной работы со стороны местных чиновников, хотя мы и не такое видели...
Между тем, Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2013 года N 311 внесены изменения в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
В частности, определен перечень документов, представляемых заявителем для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным.
Так, заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям;
заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Подать указанные документы заявитель вправе лично, посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Комиссия в рамках системы межведомственного взаимодействия запрашивает сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение, технический паспорт жилого помещения или технический план нежилого помещения, а также заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям
Собственники жилья будут заключать договор управления домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. 12 марта, поправки в Жилищный кодекс РФ и закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Государственная дума РФ приняла во втором и в третьем чтении. С 10 до 20 дней увеличивается срок, в течение которого орган местного самоуправления после выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию обязан разместить извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании на официальном сайте в Интернете.
Кроме того, именно собственники жилья, а не застройщик будут заключать договор управления домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, следует из закона.
Четко фиксируются обязанности органов местного самоуправления. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса они должны уведомлять собственников жилья о его результатах и об условиях договора управления домом.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и Министерство регионального развития России подвели итоги проведенного по указанию правительства мониторинга размера платы граждан за коммунальные услуги в январе-феврале 2013г. Как говорится в сообщении ФСТ, в 16 субъектах РФ в сопоставимых условиях зафиксирован рост платы граждан за коммунальные услуги в феврале 2013г. по отношению к декабрю 2012г. в пределах от 0,1% до 4,5% в среднем по соответствующему субъекту, а в 36 регионах отмечено снижение стоимости коммунальных услуг в пределах от 0,1% до 7,7%.
В остальных регионах средний уровень платежей граждан за коммунальные услуги сохранился на уровне декабря 2012г.
Что касается муниципального разреза, то из 17,5 тыс. муниципальных образований РФ лишь в 200 в указанный период был зафиксирован рост стоимости коммунальных услуг более чем на 10%. При этом более чем в 16 тыс. муниципальных образований рост платежей граждан отсутствует.
"Руководитель ФСТ Сергей Новиков отметил, что принятые правительством 1 марта 2013г. решения по вопросам регулирования стоимости коммунальных услуг в 2013г. обеспечивают точное и в полном объеме выполнение поручения президента от 25 февраля об ограничении роста платы граждан в пределах 6% в среднегодовом исчислении для подавляющего большинства плательщиков", - отмечается в пресс-релизе ведомства.
Ранее в марте с.г. сообщалось, что межведомственная рабочая группа, созданная на базе Минрегиона, разработала предложения по недопущению резкого роста платы граждан за коммунальные услуги. Сформированный пакет предложений внесен в правительство РФ. В частности, было предложено внести изменения в ст.157 Жилищного кодекса РФ в части установления предельных минимальных и максимальных индексов возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
До этого на совещании по тарифам ЖКХ глава Минрегиона Игорь Слюняев сообщил президенту РФ Владимиру Путину, что плата за коммунальные услуги выросла с начала года в 49 субъектах РФ. При этом рост составил от 10 до 225%. Максимальный рост платежей был зафиксирован в Мурманской области и в Республике Алтай. Подобная ситуация вызвала негодование у В.Путина. Он дал поручение правительству подготовить предложения по размеру платежей, которые будут экономически обоснованными и социально справедливыми.
По мнению генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Константина Цицина, работа по исполнению поручения Президента РФ - В.В. Путина о создании сети региональных центров общественного контроля в ЖКХ должны быть завершены к 15 марта 2013.
Кроме того, должен появится Национальный центр общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве ЖКХ Контроль, возглавит его председатель Комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева.
Светлана Разворотнева считает, что в регионах существует множество общественных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей и жилищное просвещение в сфере ЖКХ. Создание системы общественного контроля в сфере ЖКХ направлен на объединение усилий подобных организаций, на их консультационную, организационно-методическую, информационную и административную поддержку.
Частное мнение. Как всегда бывает в России, главное прокричать, а что получится не важно! например РОО "Томское общество защиты прав потребителей, работников и поддержки предпринимательства - Народное право" и Томское региональное отделение "Объединения потребителей России" не получали никаких предложений по участию в работе сети общественного контроля! В связи с этим, чиновники наверное решили, что создадут сейчас мнимые общественные организации, распределят между ними деньги, отрапортуют и все. Реальной работы не будет!
Для информации.
Закон об общественном контроле будет принят Госдумой РФ в ближайшее время.
Депутаты Госдумы призывают скорректировать правила определения нормативов потребления коммунальных услуг
Госдума России приняла обращение к федеральному кабинету министров об устранении неправомерного начисления платежей за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах для покрытия расходов на коммунальные услуги на общедомовые нужды.
За соответствующее постановление, текст которого был подготовлен Комитетом по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, проголосовали 433 депутатов.
Как пояснила первый заместитель председателя Комитета Елена Николаева, после принятия в 2011 году постановления Правительства о предоставлении коммунальных услуг в многоквартирных домах и изменения в 2012 году правил определения нормативов потребления в платежный документ стала включаться плата за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды. В результате плата за коммунальные услуги резко увеличилась, а общедомовые нужды в расчете на одного человека превзошли установленные нормативы потребления на общедомовые нужды в домах, не оборудованных приборами учета.
Николаева отметила, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитываются на основании предоставляемых ресурсоснабжающими организациями сведений, в которых не учитываются фактические данные потребления в многоквартирных домах. Речь, в частности, идет о горячем и холодном водоснабжении и водоотведении.
Добросовестным потребителям приходится оплачивать различного рода «потери», в том числе от несанкционированного потребления отдельных коммунальных услуг сторонними потребителями, присоединенными к инженерной инфраструктуре многоквартирного дома.
В результате управляющие организации не заинтересованы повышать эффективность работы и качественно обслуживать дома, а жители домов не заинтересованы в установке счетчиков.
Депутаты призвали Правительство скорректировать правила определения нормативов потребления коммунальных услуг.
По всем вопросам организации работы с потребителями, представления интересов предпринимателей в суде, по всем вопросам составления и вручения претензий, обращения в суд по вопросам защиты прав потребителей, защиты трудовых прав, гражданских споров, Вы можете обращаться в Томского регионального отделения ООД "Объединение потребителей России" и РОО "Томское общество - Народное право".
тел. 79-98-94, с 10.00 до 13.00 понедельник-пятница, сот. 8-953-92-18-411
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411