Сроки обнаружения недостатков товара
В соответствии с действующим законодательством продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Другими словами, товар, результаты работ, должны быть переданы потребителю без недостатков. Но, это конечно идеальный вариант, который в реальной действительности имеет место не всегда. Во многих случаях с момента начала эксплуатации товара, а чаще по прошествии незначительного времени в товаре выявляются недостатки. В связи с чем, вопрос о сроках обнаружения недостатков в товаре чрезвычайно важен, так как именно с ним законодательство увязывает возможность потребителю реализовать свои права.
Из практики работы Томского регионального отделения ООД "Объединение потребителей России" по бесплатному консультированию потребителей следует, что потребителей интересует вопрос о сроках обнаружения недостатков в товаре, когда возможно будет заявить свои требования продавцу (исполнителю).
Данный вопрос законодательно разрешен в зависимости от того был ли установлен на товар гарантийный срок:
1. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель, уполномоченная организация, импортер) отвечает за выявленные в нем недостатки в течение всего срока гарантии. Следовательно, потребитель вправе предъявить требования, связанные с качеством товара и выявленными в нем недостатками, если они обнаружены в течение гарантийного срока (или срока годности).
В течение установленного на товар срока гарантии Закон дает потребителю право обратиться непосредственно к изготовителю товара (или импортеру товара). В этом случае потребитель вправе требовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула) либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара (или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом). Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю (импортеру) товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
2. Если на товар гарантийный срок не установлен, это не лишает потребителя права предъявлять требования, связанные с недостатками товара. Продавец (изготовитель, уполномоченная организация, импортер) несет ответственность за недостатки товара, которые будут обнаружены потребителем в разумный срок в пределах двух лет со дня его передачи потребителю. Для этого потребителю необходимо доказать, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем после окончания гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, связанные с недостатками товара, если докажет, что они возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Крое того, окончание гарантийного срока, установленного изготовителем и составляющего два и более года также не означает, что потребитель лишается права на требования в случае выявления недостатков в товаре. Если по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в товаре будут обнаружены существенные недостатки потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Если указанное требование не будет удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления или обнаруженный недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации, импортеру) требование о замене на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Аналогичные требования потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации, импортеру), если существенный недостаток будет обнаружен в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае, если срок службы не установлен.
Особо отметим, что в случае обнаружения недостатка в товаре, гарантийный срок на который не был установлен или закончился, Закон позволяет потребителю предъявлять требования, связанные с недостатками товара, но при этом возлагает на потребителя бремя доказывания определенных обстоятельств:
1. Причин возникновения недостатков (того, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента). Таким доказательством может служить заключение независимой экспертной организации или акт сервисного центра.
2. Срока службы, установленного на товар (обычно указан в документах, передаваемых потребителю вместе с товаром).
3. Времени, прошедшего с даты продажи товара (даты передачи) потребителю. Дата зафиксирована в кассовом или товарном чеке, гарантийном талоне, договоре купли-продажи, акте приема-передачи товара или ином документе.
Для получения помощи по вопросам защиты прав потребителей, в том числе и для обращения в суд Вы можете обратиться в Томского регионального отделения ООД "Объединение потребителей России" тел 8-953-92-18-411
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411