Условия кредитного договора, заключенного между кредитной организацией и гражданином, должны соответствовать законодательству и не ущемлять права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению в полном объеме.
Ущемляют права потребителя следующие условия, включенные в кредитный договор:
1. Условие об одностороннем изменении процентной ставки по кредитному договору или иных условий договора;
2. Комиссия за предоставление кредита. Комиссия за расчетно-кассовое обслуживание. Комиссия за открытие и ведение ссудного счета;
3. Навязывание банками услуг по страхованию жизни и здоровья;
4. Списание денежных средств, находящихся на других счетах в банке, без согласия потребителя (безакцептный порядок списания денежных средств);
5. Запрет или ограничение досрочного погашения кредита;
6. Условие о том, что все споры рассматриваются в суде по месту нахождения банка.
В случае, если Вы столкнулись с указанными нарушениями (условиями кредитного договора, ущемляющими прав потребителя) до заключения договора, то Вы вправе предложить внести изменения в предлагаемую форму договора (заявления-оферты).
Если же договор уже заключен, то Вы вправе в досудебном порядке требовать исключения из кредитного договора условий, ущемляющих права потребителя, а также требовать возмещения убытков, связанных с исполнением указанного условия (оплатой комиссии, убытков по личному страхованию и т.д.).
Данные требования должны быть предъявлены в письменной форме путем подачи претензии (заявления) в банк. Претензия составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр претензии вручается руководителю (в общий отдел, канцелярию, секретарю) под подпись лица, принявшего документ (с указанием фамилии и должности), с отметкой о дате вручения и заверенную печатью организации на втором экземпляре, который остается у потребителя. Если это сделать невозможно, один экземпляр направляется в адрес организации заказным письмом с уведомлением о вручении и, желательно, с описью вложения.
Если требования не будут удовлетворены, то Вы вправе обратиться в суд для признания недействительными условий, ущемляющих права потребителя, а также для возмещения в полном объеме убытков, возникших при их исполнении. В судебном порядке в соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать компенсации морального вреда.
Для получения помощи по вопросам предоставления финансовых услуг и другим вопросам защиты прав потребителей в том числе и в обжаловании решений судов по всем гражданским делам Вы можете обратиться в Томского регионального отделения ООД "Объединение потребителей России" и РОО "Томское общество - Народное право"
Бесплатное консультирование проводится по предварительной записи по тел. 79-98-94, сот. 8-953-92-18-411
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411