Договор и потребитель
В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора — достижение сторонами в надлежащей форме соглашения по всем существенным условиям договора в порядке, предусмотренном законодательством.
Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий:
• сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора;
• достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода договорам.
Статья 433 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет момент заключения договора:
- Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
- Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224 ГК).
- Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В практике деятельности в Томской области специалистов ООД "Объединение потребителей России" довольно часто встречаются случаи, когда потребитель (покупатель, заказчик работ или услуг) невнимательно отнесся к вопросу заключения договора, что в конечном итоге приводит к ущемлению его интересов и далеко не всегда из-за этого имеется возможность помочь потребителю, попавшему в трудную ситуацию.
Каждому потребителю нужно знать!
Договор - это равноправное соглашение, в котором определены права, обязанности и ответственность каждой из сторон.
Если иное не установлено соглашением сторон, в устной форме могут совершаться договоры, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и договоров, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность (п. 2 ст. 159 ГК).
Договор (квитанция или иной документ при отсутствии договора, заключенного в письменной форме) заполняется обязательно в 2-х экземплярах. Один остается у продавца (исполнителя), другой передается потребителю.
Договор может быть заключен путем выдачи кассового чека, билета и. т.п. Это относится к услугам, которые выполняются в присутствии потребителя (например, изготовление ключей, стрижка и т.д.).
Не стоит проявлять невнимательность при подписании договора, доверчивость, нежелание вникать в суть документа или просто непонимание того, что подписывает потребитель, в большинстве случаев становятся причиной непростых взаимоотношений между потребителем и продавцом (исполнителем), ставящей реальную преграду в деле отстаивания прав и интересов потребителей.
Чтобы не попасть в неблагоприятную ситуацию ситуаций, при заключении договора необходимо придерживаться следующих правил:
1. Максимально подробно (желательно письменно) сформулируйте свои пожелания к условиям предполагаемой договора покупки (товара или услуги).
2. Внимательно прочитайте договор! Убедитесь, что в нем записано все, о чем вам рассказывал представитель фирмы. Попросите его разъяснить все неясные Вам пункты договора. Убедитесь, что вы и представитель фирмы понимаете текст договора одинаково.
3. Старайтесь не подписывать договор сразу (особенно когда речь идет о важной для вас покупке или о существенных расходах), лучше взять договор с собой и внимательно с ним ознакомится в спокойной домашней обстановке. Подчеркните все непонятные места. Обратитесь к юристу, который разъяснит моменты, кажущиеся спорными.
4. Убедившись, что все положения договора вам ясны, подумайте, подробно ли в нем отражены условия, которые вы считаете важными для выполнения договора.
5. Посмотрите, насколько справедливо в договоре распределена ответственность сторон. Задумайтесь, стоит ли подписывать договор, если в нем подробно прописана ответственность потребителя, но не оговорена ответственность фирмы.
6. Если в договоре отсутствуют какие-то важные для вас условия, предложите включить их в текст договора.
7. Всегда подписывайте договор в том количестве экземпляров, которое соответствует числу договаривающихся сторон, если договор состоит из нескольких страниц, желательно, чтобы он был подписан на каждой странице.
8. Не стоит верить представителю фирмы, если он утверждает, что в фирме существует только «типовая форма договора», поэтому в него невозможно внести дополнительные пункты. Попросите, чтобы он сообщил вам эту информацию в письменной форме, а лучше обратитесь к руководителю фирмы. Договор – соглашение равноправных сторон, каждая из которых вправе предложить свои условия.
По всем вопросам гражданских споров, защиты прав, обращения в суд и арбитражный суд в защиту прав и законных интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций Вы можете обращаться в Томское региональное отделение «Объединение потребителей России» оперативный телефон 8-953-92-18-411.
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411