Стоматологические услуги относятся к одному их видов медицинских услуг. Нормы закона не отделяют её от, например, кардиологии, терапии, хирургии и т.д.
Заинтересованные лица их обзывают результатом лечения. И как следствие – оправдывают применение правил бытового подряда (выполнения работ) и соответствующих им норм закона о правах потребителей.
Необходимо помнить, что говорить, с точки зрения закона, о том, что стоматология это выполнение работ, а не оказание услуг, можно только после того, как законодательно стоматология будет отделена от медицины. Или закон изменит положение самой медицины вместе со стоматологией.
Медицина относится к услугам. Более того, из всех услуг законом выделена особая группа услуг, для которой существуют специальные нормы и правила. Даже в этой группе для медицинской деятельности – особенное регулирование. Стоматология, как часть медицины, тоже регулируется нормами для медицинской деятельности.
При возникновении вопроса о регулировании отношений в области прав потребителя при оказании медицинской (стоматологической) услуги, обращаются к Закону РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1. (Далее – ЗоПП) Обоснование слышишь чаще всего единственное - ссылка на наличие потребителя медицинской услуги. Единственное ли это условие?
Законодатель установил, что гражданские отношения и отношения в области защиты прав потребителя регулируются ГК РФ и изданными в соответствии с ним федеральными законами (в том числе и Законом РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1).
Закон РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1 является общим для всех отношений, во всех областях деятельности граждан, возникающих по договорам с потребителем.
Специальными нормами регулирования отношений, возникающих при возмездном оказании медицинской услуги является 39 глава ГК РФ и ФЗ РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 5487-1
Статья 783 ГК РФ резко ограничивает применение норм подряда к отношениям при оказании услуги. Статья запрещает применение норм, регулирующих подряд, которые не учитывают особенности предмета договора возмездного оказания медицинских услуг.
Да и в самом ЗоПП, в его 39 статье указано, что не все договоры оказания услуг регулируются названным законом, а только те, которые подходят по своему характеру.
Значит, может ли конкретная норма ЗоПП применяться к отношениям по защите прав потребителей при возмездном оказании медицинской услуги, зависит от того, соответствует ли она:
1. положению о наличии физического лица как потребителя услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
2. статьям 779 – 782 ГК РФ
3. особенностям предмета договора
4. характеру договора
Отсутствие соответствия нормы закона в области защиты прав потребителей хотя бы одному из названных четырёх условий лишает возможности применять эту норму к возмездному оказанию медицинских услуг.
В связи с различиями между работой (подрядом) и услугой, для регулирования возмездного оказания медицинских услуг неприменимы, как несоответствующие статьям 779-782 ГК РФ, нормы, используемые ЗоПП, положений о подряде (бытовом подряде), касающиеся:
• предмета договора
• прав и обязательств сторон
• распределения рисков между сторонами
• сроков выполнения
• цены работы, экономии подрядчика, порядка оплаты
• материальных результатов работы (например, гарантии и т.п.)
• расторжения договора и последствий этим вызванных
Правила, которые по аналогии закона могут применяться к договору возмездного оказания медицинской (стоматологической) услуги и не противоречат ст.ст.799 - 782 ГК РФ – это предоставление заказчику информации о предлагаемой услуге и исполнителе, и соответствующих ей положений ЗоПП о необходимости такой информации, о возмещении морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины.
Необходимо учесть публичный характер договора. Закон прямо указывает (диктует), как поступать в данной ситуации. Услугодатель после заключения договора законом обязывается действовать по прямому поручению (приказу, требованию) и только с согласия потребителя (услугополучателя, пациента), если имеет такую возможность. Отказ или расторжение договора при наличии возможности выполнять поручение – противозаконны (запрещены) и не допускаются.
Как бы это ни противоречило врачебной этике и обычаю, других вариантов поведения, с появлением новой Конституции, ФЗ РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 5487-1 и II части Гражданского Кодекса РФ, - нет.
Попробуем рассмотреть, например, такое понятие, как недостаток услуги.
Если совместить закон о правах потребителей и требования Конституции, ГК РФ и «Основ…», то недостаток медицинской услуги – несоответствие осознанного, обеспеченного полной информацией, добровольного заказа потребителя (пациента, услугополучателя) закону, договору или своим же целям, которое обязан выполнить исполнитель (услугодатель) при наличии у него такой возможности.
Исходя из характера договора (публичный характер), такое понятие к применению для отношений по договору возмездного оказания медицинских услуг неприменимо.
Другого законного толкования понятию «недостаток услуги» нет. Любые другие толкования понятия «недостаток медицинской услуги» будут просто результатом нашей фантазии и сочинительства, а не основанными на положениях закона.
Возьмём ещё одно понятие из ЗоПП - безопасность услуги («безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги)»).
На пользовании, хранении, транспортировке, утилизации останавливаться не будем: такие действия не подходят к понятию «медицинская услуга». Остановимся на безопасности процесса оказания услуги.
Любое стоматологическое вмешательство имеет вредоносный аспект. Медицинская деятельность относится к деятельности повышенной опасности. С другой стороны, она является законным (разрешённым государством) видом деятельности. По этой причине и установлен государством особый контроль за деятельностью и публичный характер регулирования таких договоров.
Учитывая несомненную важность предмета, конкретные требования к безопасности медицинской деятельности устанавливаются только законом
Такими требованиями являются: лицензионные, санитарно-эпидемиологические и т.д.
Требование безопасности самих действий, имеющих вредоносный аспект для пациента, и признанных действиями повышенной опасности противоречит предмету договора возмездного оказания медицинских услуг.
Особенность предмета договора, характер договора (публичный) и нормы регулирования отношений по возмездному оказанию услуг влияют на отношения в области защиты прав потребителя.
Офис находится по адресу: г. Томск, пер. Дербышевский, 22, 5 этаж
ТЦ "НОКС"
Прием ведется по предварительной записи
оперативный телефон 8-953-92-18-411